ПРОГРАММА
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОАНАЛИЗ.
- История психоанализа. Основные источники фрейдовского классического психоаналитического метода.
- Фрейдовская теория психического аппарата. (Введение, основные гипотезы психоанализа, психический аппарат, модель аффективной травмы, топическая модель психического аппарата, система бессознательного, система предсознательного, система сознательного, структурная теория психического аппарата, «Оно», «Я», «Сверх-Я»).
- Понятие бессознательного и его значение у Фрейда.
- Вытеснение и другие защитные механизмы.
- Психоаналитическая теория сновидений. (Фрейдовская теория сновидений, развитие теории после Фрейда).
- Психоаналитическая теория влечений. (Учение об инстинктах и теория либидо, учение об инстинктах и агрессивное влечение. Развитие либидо (оральная фаза организации либидо, анально-садистская фаза организации либидо, фаллическо-нарцистическая стадия организации либидо, латентный период, пубертат).
- Значение сексуальности в трудах З. Фрейда.
- Аутоэротика с точки зрения психоанализа.
- Психоаналитическое понятие оральности.
- Об анальной фазе.
- Эдипов комплекс. (Эдипова ситуация, Эдипов конфликт, Эдипов комплекс)
- Женская сексуальность и эротическое переживание.
- Теория нарциссизма.
- Психоаналитическая концепция мазохизма со времен З. Фрейда: превращение и идентичность.
- О регрессии.
- Сверх-Я: инстанция, задающая направление нашим поступкам.
- Страх. Концепции фрейдистского психоаналитического направления.
- О процессе символообразования.
- Истерия.
- Психоаналитическая теория депрессии.
- Ипохондрия.
- Значение и содержание отклонений в сексуальном поведении. Вклад анализа.
- Теория объектных отношений. Психоаналитические теории развития.
- Сеттинг. Сеттинг и его значение. О терапевтическом аспекте сеттинга. Гештальт аналитического часа.
- Интервью. Методика проведения психоаналитического интервью. Об оценке и интервью. Первичное интервью и начальные соглашения. Принципы проведения первичной консультации. Психоаналитическое интервью.
- Психоаналитическое учение о болезнях. Классическое учение о неврозах. Классическое учение о психозах.
- Диагностика. (Психоаналитическая диагностика личности. Психопатические (ассоциальные) личности. Нарцистические личности. Параноидные личности. Депрессивные и маниакальные личности. Мазохистические (пораженческие, саморазрушительные личности. Обсессивные и компульсивные личности. Истерические и театральные личности. Диссоциативные личности).
- Рабочий альянс. (Создание и поддержание терапевтической среды. Терапевтический альянс).
- Перенос. (Виды переносов. Трансфер. Перенос и контрперенос. О диалектике переноса).
- Контрперенос. (Контртрансфер. Ненависть в контрпереносе).
- Защитные механизмы психики. (Первичные (примитивные) защитные механизмы. Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы. Психология «Я» и защитные механизмы. Защитные механизмы по М. Кляйн).
- Сопротивление.
- Введение в психоаналитический процесс. Сопротивление.
- Введение в психоаналитический процесс. Отреагирования.
- Толкование сновидений. (Сновидения. Являются ли сновидения психотерапией).
- Интервенция. Инсайт. Анатомия терапевтического вмешательства.
- Введение в психоаналитический процесс. Интерпретации.
- Конструкции в анализе.
- Проработка.
- Введение в психоаналитический процесс.
- Окончание анализа. (Клинические уроки перехода).
- Что является психотерапевтическим в психоаналитической психотерапии. (Терапевтическое и контртерапевтическое. Между психоаналитиком и клиентом).
Обучение предполагает сочетание семинарской формы занятий с супервизиями и личным анализом.